День
Интернета в России отмечается 30 сентября. Празднование дня Всемирной
паутины было инициировано в 1998 году фирмой IT Infoart Stars, которая
разослала фирмам и организациям предложение назначить 30 сентября Днем
Интернета и провести перепись "населения Рунета" – на тот момент
насчитали один миллион.
В других странах Международный день Интернета празднуется 4 апреля,
в день средневекового архиепископа Севильи святого Исидора, который
создал один из прообразов современного интернета – 20‑томную
энциклопедию человеческих знаний. Именно этого святого считают небесным
покровителем Всемирной сети.
Согласно исследованиям аналитической компании TNS Россия, порядка
74,4 миллиона человек или около 60% населения России старше 12 лет хотя
бы один раз в месяц пользуются Интернетом — в начале 2013 года число
российских интернет‑пользователей выросло на 10%.
Наиболее популярными ресурсами Рунета остаются "Яндекс", "ВКонтакте"
и Mail.Ru — по данным TNS, каждый из них привлекает в среднем по 30
миллионов пользователей ежедневно. Как свидетельствует опрос,
проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
в конце 2012 года, россияне чаще всего выходят в сеть, чтобы следить
за событиями в стране и мире в целом (47%). При этом среди респондентов,
выходящих в Интернет лишь эпизодически, интерес к политической жизни
проявляют 34%, а среди активных пользователей этот показатель достигает
40%. В большинстве случаев интернет используется также для работы
и учебы (51%), пользования электронной почтой (45%). К популярным типам
использования ресурсов интернета также относятся прослушивание музыки,
просмотр фильмов, чтение книг (39%) и общение с другими пользователями
(37%).
Растет и доля граждан России, которые считают, что развитие Интернета
идет на пользу обществу. Если в 2002 году такого мнения придерживались
43% респондентов, то в 2013 году — уже 54%. Согласно данным
ВЦИОМ, негативно оценивают последствия расширения интернет‑аудитории 24%
россиян.
По данным исследования "РИА‑Аналитика", лидером по проникновению
Интернета является Москва, где сетью пользуются 71,9% жителей города. В
пределах статистической погрешности за Москвой расположилась северная
столица России Санкт‑Петербург с долей пользователей всемирной сети
в 71,3%. В тройке лидеров оказался и еще один регион Северо‑Запада
Мурманская область. В этом регионе доля пользователей Интернета
составляет 62,8%. На четвертом месте в России расположился удаленный
от федерального центра Камчатский край (65,7% членов домохозяйств
региона пользуются интернетом). Пятое место в рейтинге занимает
Республика Карелия с показателем в 60,7%.
В первую десятку рейтинга вошли также Ямало‑Ненецкий
и Ханты‑Мансийский АО, Тюменская, Архангельская и Челябинская области.
Эти регионы вполне способны конкурировать по доле пользователей
с государствами Европы. Например, по доле домохозяйств, подключенных
к сети Интернет, Мурманская область сопоставима с Латвией и Испанией,
а Челябинская область с Кипром и Португалией. Москва и Санкт‑Петербург
находятся на уровне Бельгии и Франции.
Согласно исследованию компании "Яндекс", индекс доступности
фиксированного Интернета (соотношение средней зарплаты и стоимости
доступа в сеть) в Москве, Санкт‑Петербурге и УрФО составляет 3,39, 2,72
и 1,34 соответственно, а стоимость доступа в Интернет в этих регионах
составляет 16, 13 и 25 рублей в пересчете на скорость доступа в 1
Мбит/с. Самый низкий индекс доступности оказался в Дальневосточном
федеральном округе — 0,19 при стоимости доступа 197 рублей. По данным
"Яндекса", самый быстрый фиксированный Интернет (по тарифам стоимостью
500‑600 рублей) оказался у жителей Санкт‑Петербурга — 51 Мбит/с,
на втором и третьем местах — Москва (32 Мбит/с) и Сибирский федеральный
округ (31 Мбит/с)
С ростом популярности Интернета выявились и негативные аспекты его
применения. Те россияне, которые видят в развитии Интернета больше
негативных последствий, чем позитивных, объясняют свою позицию, прежде
всего, обилием вредной информации в сети (32%). 26% из тех, кто
скептически относится к глобальной сети считают, что Интернет негативно
влияет на молодежь (зомбирование, отупение). Кроме того, респонденты
сетуют на то, что с развитием Интернета люди стали меньше общаться
в реальности (14%) и проводят в нем слишком много времени (13%), а также
жалуются на ухудшение зрения (11%). Некоторые отмечают, что дети стали
читать меньше книг и гулять (8%).
Одним из негативных последствий компьютеризации стало возникновение мошенничества в глобальной сети Интернет.
Согласно данным "Лаборатории Касперского", примерно 20% российских
интернет‑пользователей больше двух раз становились жертвами
киберпреступников и теряли деньги при совершении банковских операций
и покупок онлайн. По опросу членов сообщества "Лаборатории Касперского"
в социальной сети Facebook (33 страны и региона), один или два раза
в год с кражей персональных данных или мошенничеством с кредитными
картами сталкиваются 8% россиян. В мире этот показатель несколько выше –
10%.